Троицкая родительская суббота

dsc_2235

18 июня, в Троицкую родительскую субботу в нашем храме было совершено богослужение. Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Леонид Мельник. По окончании богослужения была отслужена панихида по всем православным христианам, память которых Церковь сегодня совершает особо.

 

 

 

По уставу Русской Православной Церкви накануне праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, совершаемой на Мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю и называется Апостольским.

В этот день совершается особая служба, «весьма умилительная и трогательная, исключительная по своему содержанию», – как писал святитель Афанасий (Сахаров):

«Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред Неделями мясопустной и Пятидесятницы. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся — явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских. Священное Писание повествуют нам о том, как апостолы, исполнясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братьев и сестер наших, ведь в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на уже отошедших ко Господу.

Святитель Афанасий (Сахаров) в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» писал:

«У нас нередко на субботы Мясопустную и Пятидесятницы смотрят только как на просто родительские субботы, предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей. Такое отношение показывает только незнакомство с совершенно исключительным содержанием службы этих двух суббот, непонимание намерения Церкви относительно этих двух нарочитых дней. Святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, — молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.

Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47). А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их».

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением, Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

«Самоубийство — тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище», – пишет Святитель Игнатий Брянчанинов.

Для поминовения усопших нужно прийти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку, которую сможет прочитать священнослужитель за проскомидией. Проскомидия – это предваряющая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебов – просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Таинства Святого Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поминовение усопших во всеуслышание на Литургии происходит во время ектении об упокоении, которая произносится после чтения Евангелия.

За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она после Литургии.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

(38)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *