СОВЕРШЕНА БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

Благовещение Пресвятой Богородицы.
7 апреля 2018 года были совершены богослужения Великой Субботы: часы, изобразительны и Божественная литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней.

Этот день особенный в Страстной седмице. В богослужебном обиходе, в том числе и великопостном, суббота всегда стоит немного особняком и отличается от прочих седмичных дней. Но Великая Суббота совершенно неповторимый день – это пасхальное предпразднество.

Наступившая вечерня Великой Субботы венчает первою, можно сказать уже пасхальною, литургию Василия Великого. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, начиная с самого сотворения мира.

Дважды во время паремий отверзаются царские врата храма, и лик гремит, воспевая песнь Израиля по прехождении Чермного моря и песнь отроков, избавленных от пламени в пещи Вавилонской. Оба раза свершилось Божие чудо, избавившее верных Богу от неминуемой гибели, но теперь мы видим, что и те чудеса были лишь прообразом, а главное чудо – избавление от смерти вечной – открывается пред нами лишь сегодня Воскресением Христовым. Там было избавление временное от временной смерти, здесь избавление вечное от смерти вечной.

После этих торжественных победных гимнов совершается чтение Апостола и Евангелия. В Древней Церкви во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. Ко времени же Трисвятого пения епископ вводил в храм новокрещеных, в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала свое пополнение пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», читался Апостол о таинственной силе Крещения: «[Братие], все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:1-3). Затем читалось Евангелие от Матфея о Воскресении и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения присутствуют в литургии Великой Субботы и сейчас. Отсюда становится понятным и обычай священников переоблачаться в светлые ризы после чтения Апостола во время пения стихов: «Воскресни Боже суди земли».

В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…»

Это песнопение является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда победа ясна, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. Этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы. Он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет душу радоваться благоговейной, тихой радостью.

По обычаю Церкви, по заамвонной молитве совершено освящение хлеба и вина.

(34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *